Посмотреть карту маршрута.
На границе Узбекистана декларировать нужно всю валюту, технику и прочие ценности. Если при выезде чего-то окажется больше, чем при въезде - придётся платить пошлину, а при случае с валютой - штраф. Узбекская граница считается самой придирчивой. Меня, как девушку, видимо, особо не потрошили, я проскочила быстро, только на аптечку обратили внимание. А вот Ал застрял, заставили рюкзак разбирать. Обнаружили губную гармошку. Пришлось устроить концерт, все слушали с удовольствием, видимо им там скучно и концертов мало. Потом ноут стали просматривать, потыкали на иконки и успокоились.

Попав в Узбекистан, мы стали "миллионерами", разменяв 80 баксов. Потом не знали, куда деть эти миллионы)))!

Жарко и всегда хочется пить. Плотность населения высокая, везде чьи-то огороды-сады-участки. Укрывшись на одном из таких садов, согрели чаю.

В тот день до Самарканда мы не доехали - драйвер постоянно плутал и сбивался с дороги. Ночевать решили забраться на гору возле кишлака - показалось таким тихим и безопасным местом. Но мы ошиблись - ночью пришла толпа местной молодёжи, и стали с нами знакомиться причем немного стрёмным образом! Посреди ночи мы услышали шаги и голоса вокруг палатки. Затем кто-то пнул палатку ногой. Выглянув, я обнаружил семь парней, стоявших в ряд и настороженно смотревших на меня, и ещё одного сбоку возле палатки. Сразу вспомнились наши гопники, а так же рассказы о местных наркоманах. Вид у парней был агрессивный и, как мне показалось, добрых намерений не выражавший. Честно сказать, я тогда растерялся и перепугался, но всё же пошёл здороваться. При слове "привет" их суровые лица сразу осветились улыбками, все подбежали здороваться. Языков, кроме своего, они не знали, поэтому общаться приходилось больше на пальцах. Похоже, что при моём появлении они сами испугались не меньше, чем я - их :)! Но до конца их намерений я не знал и сон как-то не шел: решил посидеть с ними, пока не разойдутся. Совместные фото, попытки коммуникаций, и вот один за одним ребята разошлись по домам.
 Инна, тоже не могла заснуть после таких гостей. И когда парни наконец-то разошлись, вздохнула с облегчением. После их ухода мы убрали палатку и легли в спальниках спать прямо под звездами, которые, как никогда, были хорошо видны и дарили нам спокойствие.
Едем на Самарканд в предвкушении Великого... Самарканд, раньше его называли Согдиана, а  греки -  Мараканда. Все эти красивые названия оправдывают вид этого восточного города. Архитектурные шедевры эпохи Тимуридов для нас начались с мемориального комплекса Шахи Зида, который находится недалеко от Обсерватории Улугбека.

Нам он показался очень впечатляющим, а уж после пустынь Казахстана, даже изумительным. Мозаика голубоватых тонов из глазурированных кирпичей украшает стены и ярко сверкает на солнце.
Мы обошли вокруг и увидели раскопанные мавзолеи самаркандской знати.

Настроение поднялось от этой величественной картины, и, мы, напитавшись духовно, отправились  в сторону центра через рынок, чтобы подкормиться и физически. Погода стояла жаркая, хотелось фруктов и воды. На нас оглядывались прохожие, вот и мальчонка решил попозировать.

Архитектура Узбекистана завораживает своей детальностью. Резные двери, очень много мозаики. Передать масштабность с помощью фотографий сложно, чтобы ощутить размеры, надо обязательно там побывать.

Мы прогуливались по городу, заходя во всякие магазинчики для туристов...

Узбекское мороженное для нас стало настоящим лакомством. Просто ванильное, просто мороженое - но вкуснейшее.

Узкие улочки с ручейками горной воды.

И изобилие вкусной и свежей еды  - фрукты, знаменитые лепешки, плов, разные сласти!
Да, хочется еще поделиться опытом по поводу регистрации в Узбекистане. Добрые люди посоветовали нам отправиться за ней в  паспортный стол, но это оказался не лучший совет! Вообще местные блюстители порядка остались на протяжении всего нашего пребывания в Узбекистане к нам  равнодушными. Только один раз состоялся у нас короткий разговор:
Стою с виноградом. никого не трогаю...
Милиционер - У вас все в порядке, никто не мешает?
Я - Да все хорошо.
Милиционер - Это хорошо, что хорошо.
Я - Скажите, как можно сделать регистрацию?
Милиционер - Это вам в паспортный стол главный надо на автобусе ехать. Там вас и пропишут.
Я - И визу можно продлить будет? ...
Милиционер - Да-да, вам туда.
Но как выяснилось, ехать в паспортный стол - это совершенно излишне! Продлить регистрацию можно, заранее договорившись с местным приятелем (до поездки). Или просто жить в гостинице, где вас и прописывают. Можно даже и не жить, а просто попросить на ресепшене за 10 баксов вас оформить.
Но мы гостили в Узбекистане во время праздника Дня Независимости, и проверка оформления гостей гостиниц  была усиленной. Администраторы боялись попасться и никто нас не прописывал!

Знаменитые Самаркандские лепешки.

Остаток Союза...

Едем на турецкой фуре медленно, но зато с замечательным комфортом. Кусочек Турции по дороге в Бухару. Едим турецкую вкусную еду! Что-то похожее на сметану со сливками приводит меня в кулинарный восторг, молочное я не ела со времен кумыса.

проезжаем многочисленные хлопковые поля.

Стелла Бухары и ворота города.

Бухара нас очаровала с первого взгляда. Мы моментально забыли про огромный и пафосный Самарканд и тяжелые рюкзаки.

Бухара достойна множества прекрасных эпитетов. Этот город - настоящий музей. Уже сразу после прохождения городских ворот понимаешь, что попал в какое-то сказочное место со своей неповторимой, невидимой, но ощутимой атмосферой. Маленькие улочки со старинными жилыми домами ведут на главные улицы города. Все увиденное вызывает ощущение гармоничности.

Частные дома запираются резными воротами и имеют маленький внутренний садик, это удобно для путников, есть куда поросится на ночлег, хотя вас все равно положат на самое лучшее место в доме. Такие уж тут обычаи - если подвез человека, накорми и спать уложи, все как в сказке.

Мы перемещались от одного красивейшего здания к другому. Пройти на платную территорию действующей старинной мечети безвозмездно нам помогла дорожная грамота.

Туристы есть, но они не портят атмосферу своим незначительным количеством и сдержанностью. Но вот парочка все же в кадр попала.

Что такое дорожная грамота, стоит описать подробнее.
Это такой условно официальный документ, который превращает вас в глазах местного населения из простых туристов в серьёзную экспедицию, за которой стоят серьёзные организации :). Проще говоря - это бумага, в которой описано кто вы, красиво расписана цель "научной экспедиции", имеется фотография и, самое главное, - внушительная печать (а лучше - не одна). Наша грамота была переведена аж на три языка - русский, китайский, английский.
Заканчиваться такая бумага должна обращением от лица организации, снарядившей вас - с просьбой помогать или не препятствовать в постижении обычаев посещаемых стран.
Такая бумага оказывается довольно полезной в странах Азии и не только.
Помогала нам бесплатно пользоваться общественным транспортом в Китае, посещать музеи в Узбекистане, находить расположение в хостелах,  разъяснять кто есть кто с водителем-уйгурцем...
В жарком климате жажда не настигает, она постоянно присутствует. Воду брали в местном водопроводе, желудок возмущений не имел. И местные не брезгуют пить эту воду.
Ели много фруктов, даже бухарский плов еле осилили.
После всех разъездов я мечтала о бане или душе. Да, в таком режиме начинаешь мечтать о малом. Мы пошли искать местную баню. Нашли. Уперлись в замок. Иду и ругаюсь,что за такое, в 18 часов баня не работает. Идем мимо женщин, которые сидят на улице и ведут бухарские вечерние беседы. Я с ними поздоровалась и спрашиваю - можно где-то недалеко палатку поставить, да чтоб не мешать никому? Меня спрашивают - почему здесь? Да я в баню хочу наутро сходить  - отвечаю. Одна из женщин встала и позвала за собой! Ладно, приму я вас, у меня много русских друзей, были бы не русские, не приняла бы. Дом оказался рядом с главным минаретом, в центре города. Хозяйка пригласила осмотреться - не видали еще, небось, старинных домов Бухары. Одна из комнат была и вправду старинной постройки, с высокими потолками, украшениями лепниной, мебели в доме почти не было, ее заменяли ковры и топчаны. Выделялось и то, как общаются в семье. Как уважительно относятся дети к старшим. Некая клановость сохранилась в Средней Азии, и утеряна в центральной России.

После душа и арбуза я превратилась в местную девушку.
Тётушка Зибо - так звали хозяйку дома, - подарила мне свое патье, которое впоследствии вызывало фурор во всех странах, посещаемых нами за время нашего автостопа.
В Узбекистане меня настигла первая неприятность : я начала отчаянно стирать ноги. Немного помогала собранная с полей вата, зеленка, пластырь. Напарник мой этим не страдал. А у меня ноги, все равно что руки, теперь были все в мозолях и залитые зеленкой.
Спали мы под звездами, и смотрели на очертания старинных зданий Бухары. Лучшее и представить сложно. Да, все самое лучшее в этом мире, -  бесплатно.
Впечатление от города Бухары с его легендарной, 4000- летней историей, осталось потрясающим, очень позитивным! И город и люди оставили в памяти ощущение теплоты, доброжелательности, родства.

Как ориентироваться в Бухаре:
Вокруг главная площадь с прудом много отелей и ресторанов. Однако все тут  для туристов и не самое дешевое. Если вы отправитесь на прогулку по маленьким улочкам, то найдете гораздо дешевле и еду и ночлег.
Заблудиться в городе сложно, даже если будут проблемы, - местные говорят на русском хорошо.
Рынок расположен под арками и имеет штуки четыре выхода. Продается много всякого интересного и доступного. Лучше покупки делать тут, другого такого соотношения цены-качества не будет.
Интернет найти можно за 500-1000 сум. Пользоваться своим ноутом дают, но нехотя.

Прямо на ваших глазах умельцы изготовят из заготовки посудины произведение искусств.

Бухара оставила много положительных эмоций, несмотря на грубое отношение местных обитателей с животными.

С кем бы мы не ехали, всегда уходили с подарками. Отказаться - обидеть доброго узбека. Один раз, когда мы шли мимо очередного кишлака, подбежал к нам человек и всунул 10 000 сум, как мы его не уговаривали забрать, ничего не вышло. Попадаешь в неудобную ситуацию - и взять нельзя и не взять то же.
Для ориентации по ценам на 2012 год:
Первая часть путешествия
Третья часть путешествия
Четвертая часть путешествия
Спонсор экспедиции coolbit-rus.ru японские спортивные аксессуары для путешествий.