Посмотреть карту маршрута.

Подъезжаем к посту в Каши (Kashi, он же Кашгар), предполагая, что с прохождением проблем у нас не будет. Ан нет, все оказалось не так просто, а сам пост навеял на нас мысли об апокалипсисе.

Иду на посту к первому китайцу, интересуюсь, куда мол нам?
Он дает понять, что сейчас обед. Почему бы и нет, в 9 утра-то. А закончится обед аж в 17 вечера.
Вот это едят китайцы! Хорошо, хоть палочками, а то бы начался всемирный голод (помните, анегдот такой есть). Объясняю, что нас двое и всего-то визу открыть. Не помогает.
Иду к другому китайцу. Он "любезно" предлагает подождать на улице часов 8, пока кто-то сможет нас принять. Надо заметить, что говорить с ними проблемно. Китайцы плохо понимают по-английски, а мой китайский за 2 года слегка запылился, да и Уйгурия, это еще "не совсем Китай". Даю понять второму постовому, что мне нужна эээ.. комната уединения. Он мнется, но потом ведет-таки меня через шлагбаум. Я успеваю сказать Алу, что отправляюсь на разведку. Приходим, вижу странное место - комната с банками доширака и древними приборами докомпьютерного периода. Вхожу в туалет, а там воды нет. Ну и что делать прикажите?!
Не пост, а хрень какая-то. А дальше становится все интереснее...

Через 10 минут после моего возвращения к Алу, приезжает куча китайцев-кочевников-челночников. Куда они перемещались до этого, науке не известно, но сейчас едут толпой на родину. Нас всех вместе скучковали и усадили в здании пропускного пункта, в котором только стивенкинговских лангольеров не хватает. Пылища везде. Все какое-то полуразваленное и несуразное.

Фото с телефона...

Труба от батареи идет в комнату через дверной косяк, так чтобы не возможно было закрыть дверь.
Ну правильно, чего напрягаться то!

Наконец пришел суперкитаец, понимающий английский. Он нам и разъяснил, что уехать мы сможем только завтра, когда во второй половине дня прибудет платный автобус. Этот автобус довезет нас до следующего поста, на котором нам и откроют визу. Перспектива ждать сутки автобус и набиваться туда с кучей челноков, в наши планы не вписывалась.  Ал стал изучать запыленные плакаты с правилами. Нашел спасительный пункт, гласивший - "Пересекать границу можно в фурах или велосипедах".

Тыкая в написанное на плакате,  мы попытались убедить соблюдать правила границы пограничников. Но наш спор был окончен, как только один находчивый китаец развернул правила обратной стороной и сказал - "Все, этого пункта нет!"

Делать было нечего и мы разбили палатку прямо в этом весьма странном месте. Вон там около лесницы наша палатка стоит )))

На следующий день я решила сама попробовать убедить постовых пропустить нас. Подхожу к единственному нормально понимающему английский китайцу. И говорю: "Вы просто не можете нам не помочь! Мы путешественники-исследователи культуры средней Азии и Китая. Нас пропустили беспрепятственно через 4 границы. Мы, мол, белые и пушистые". Протягиваю дорожную грамоту с печатью и текстом на трех языках. Он берет и читает ее. Потом начинает изучать мой паспорт... После взглядов и улыбок он отвечает: "Я очень хочу помочь вам. Но не могу, к сожалению".

Я ухожу. Через 20 минут он подзывает меня: "Я отправлю вас по отдельности на разных фурах, сам договорюсь с водителями, только быстро садитесь в машину когда скажу".

И вот я еду с уйгуром одна. Дорога очень впечатляющая.

Если фото всю прелесть не передает, попробую описать. Более раздолбанную дорогу найти сложно. Подпрыгиваю на кочках на полметра от сидения. 200 км за 6 часов. В процессе преодоления этой дороги получаю хорошую тренировку для выхода в космос. Ужас неописуемый.

Сижу на развилке, на второй по счету, и уже на совершенно цивилизованном таможенном пункте, возле длинной очереди фур, и жду Ала. Жарко. Решила пойти в помещение. Иду мимо фур и тут высовывается из окна таджик и говорит: - "Во, американка идет". Я ему: "какая такая американка"?! Он моментально оживился, растянулся в улыбке и как заорет: "Своя, она своя мужики, русская"! Тут выскочили еще четверо "своих" таджиков и обступили меня. Миша, Илюша, Петя...

-  Как пост перейдешь, поехали с нами, мы в Урумчи.

"Отлично" - говорю.

- Только ты подожди нас - сказали "русские".

Только распрощалась с новыми знакомыми, как передо мной появилась маленькая машинка с надзирателями этого поста и  подъехала ко мне с вопросами. Я им отвечаю: "друга жду". Они моментально приняли мою проблему за свою и мы вместе поехали искать в этой длиннющей очереди из фур Ала. Очень вскоре он нашелся...
После поста мы поехали вместе с "последними русскими" - Мишами, Илюшами таджикской национальности.

13 сентября 2012 года. 24 день пути.
Едем по G314 в сторону Аксу. Дорожные знаки на китайском и уйгурском, вот так на китайском выглядит округ Кашгар قەشقەر ۋىلايىتى

Очень странное место. Местные уйгуры похожи на узбеков, только в тысячу раз менее дружелюбны своих сородичей.  Быть может потому, что эта Уйгурия походит временами на колонию ада. Солнца не видно. Из-за пыли вокруг все серое и мало привлекательное. День похож на вечер. Температура +40 гр. но ее не ощущаешь. Деревьев почти нет, вокруг пыльная пустыня. В этом пропыленном тумане копошатся люди, что они делают, понять сложно. Рядом с жилыми домами стоят развалины.

Вот такое странное соотношение - джип в развалинах.

Едем по этому унылому пейзажу и вдруг видим произведение искусства - арку в прекрасном китайском стиле, узорный мост. Хоть и в тумане, но просматриваются разноцветные хребты Восточного Тянь-Шаня.

Трасса идет по краю пустыни Такла-Макан.

Дороги в будни платные, причем весьма. В праздничные дни проезд бесплатный!

Видимо, нам везет и стопится легко, едем почти без остановок. За день проехали 600 км. Это очень нас радует, хотим побыстрее вырваться из этой провинции. В 11 вечера урумчанин, который нас вез и ничего не понимал из наших объяснений даже на языке жестов, сдал нас ментам. Первая наша реакция - прикинуться идиотами и удрать. Но менты повели нас в собственную ночлежку. Дали "доширака"  с чаем и выделили целую комнату с 4-мя кроватями и душем, о котором я мечтала. Все очень не плохо, у нас 1 юань, сидим бесплатно в общаге ментовской, едим натыренные по дороге яблоки и груши.

На четвертый день Уйгурия осталась позади. Ура! Теперь гораздо легче стало понимать дорожные знаки и указатели, так как дублирование иероглифов теперь было уже не вязью уйгурской, а латиницей.

На фото дальнобойщики-тибетцы угощают нас рисом, корнями лотуса, жаренным желудком какого-то скота и еще чем-то более съедобным.

Радостное прощание.

Вот так украшены, с религиозной целью, фуры тибетцев.

В одной из машин угостили нас пластиковой курицей. Реально пластиковой, жевать это возможно, но не нужно. У нас такие продают в зоо магазинах, такие резиновые для игры с собаками.

Я чувствую усталость, желудок до конца так и не прошел, время от времени поднимается температура, спать могу сутки. В таком состоянии фуры просто спасают.

Надо заметить, что организм в дороге быстро выздоравливает, болеть неудобно )

Заехали в город Цзяюйгуань, это уже провинция Ганьсу. Рядом проходит ВКС - Великая Китайская Стена. Попробуем увидеть ее здесь, другого варианта не будет. После уходим южнее...

17 сентября 2012 года. 28 день пути.

С трассы уже поздним вечером мы пешком приходим в парк, причем поражающей своим великолепием. Искать отель нет смысла без интернета. Решаем здесь заночевать. Утром мы увидели, какая красота нас окружает, а так же, как пробуждается здесь город!

Очень много зелени. Ивовые дорожки, ведущие к пруду, водопады. Все очень бережно убирается каждое утро. Много разновозрастных китайцев делают плавные движения под исключительно национальную приятную мелодию. Музыка доносится отовсюду. Из маленьких магнитофончиков, которые носят с собой посетители парка, из динамиков, кто-то просто сидит и поет. Как оказалось позже, такие парки есть в каждом городе Китая. И все они уникальны по своему ландшафту. Гулять по этим местам - невероятное удовольствие и для взрослых и для детей. Кроме того, во всех этих парках утром толпы китайцев занимаются зарядкой в разных стилях. Ал, побывавший во многих европейских странах, не видел нигде ничего подобного.

Два утра мы наблюдали за пробуждением маленького китайского городка в стиле цигун. На второе утро захотелось присоединиться к этой оригинальной зарядке.

Заметили, что китайцы ужасно много курят. Нет нигде антирекламы табака. По-видимому, правительство пока настроено на уменьшение численности населения Поднебесной.

Завтракали мы своей овсянкой. Кипяток спокойно давали в любой кафешке. Можно даже напроситься на кухню и приготовить свою еду. Здесь я окончательно поправила здоровье, желудок больше не беспокоил.
Довольно быстро мы стали есть местную еду. Вкусный рис с овощами, лапшу. Все, кто думает, что китайцы -  рисоеды, больше так не думайте. Они больше поглощают лапши, чем риса.

Цены на еду такие:
Порция пустого вареного риса - 1 юань = 5 рублей
Рис с овощами - 10-15 юаней = 50-75 рублей
Мясо - от 20 юаней = 100 рублей
Лапша, ее очень много и она разная: от 4 юаней -  на рынках в виде лапшичного супа, 8 юаней в кафешках - тоже в виде супа. Жареная - 15 и выше юаней.

Баоцы (бозы)- паровые пироги с мясом или капустой. Бывают маленькие и большие. 1 большой - 1-3 юаня. Маленькие, по 6 штук, -  5 юаней, это 25 рублей. Их хорошо есть на завтрак, т.к. в середине для они уже разогреваются и не такие вкусные. Обычно едят их с соевым молоком, стоит оно 1 юань.
Экзотики в еде хватает конечно...

Еду найти легко, улицы усеяны кафешками. Если заходите в мусульманское кафе, то цена у мусульман везде одна и таже, как правило самая низкая, а еда не хуже. Отличить их легко, на стенах плакаты Мекки, женщины соответствующе одеты.

Рынок, где можно очень бюджетно запастись фруктами.

И странными курицами. Они действительно синие с 6-ю пальцами на каждой лапе! Вот такие мутанты.

Пока ночевали в парке, никто не приставал. Только когда складывались, каждый проходящий любопытствовал, издалека уставившись на нас. Не только парк, но и весь город  -  чистый. Но не потому, что местные не мусорят, а благодаря каждодневным утренним уборкам.

Транспорт дешевый -  1-2 юаня, это 5-10 рублей на автобусе. Такси - 2 юаня/км, почти даром.

Карта города выглядет вот так.

Улицы написаны иероглифами. Последний иероглиф -  слово "улица" - лу . Когда будете готовиться к поездке, карту надо покупать обязательно с иероглифами и пиньинем (китайская транскрипция латиницей).

Вид этого бомжа, напомнил мне мои представления о китайских мудрецах. Мне когда-то казалось, что мудрый Лао должен выглядеть именно так, только без мусорных пакетов и в более подходящей одежде.

ВКС мы увидели. Входить не стали, а залезли на гору возле Стены и делали фото от туда.

Зашли в реставрировавшийся буддийский монастырь. Нам он показался бесподобным, так как был первым на нашем пути. Скромно заглядывая в открытые двери, мы не решались зайти, пока нас не пригласил монах.

У алтарей лежали фрукты и деньги, дымились благовонья. У нас был только 1 юань. Потому подношения наши были скромными. Уже выхода я опять встретила монаха и сказала, что здесь очень красиво, поблагодарила за разрешение посетить монастырь. Он протянул яблоки и апельсины, мол, возьмите в дорогу...

Города активно расширяются и благоустраиваются по всему Китаю. Многие новые дома снабжены солнечными батареями. Строятся заводы, дороги, мосты. Производственных зон тоже много. Даже в горной местности наблюдали смог.

Даже автобаны моют швабрами.

18 сентября. 29 день пути.
Подарок Лао Ши.

Едем дальше по  провинции Цинхай (проходит рядом с Тибетом).

Стопнули машину фермеров. Сама машина -  неудобная, но фермеры доброжелательные и к тому же, еще и тибетцы. Живут в горной деревне. Общаемся при помощи разговорника русско-китайского. Для китайцев большая редкость пригласить в гости путников, но удача сопутствовала нам, и мы едем ночевать в высокогорную тибетскую деревню.

Много лет назад, я очень интересовалась восточной культурой, и тибетский быт, храмы, люди, обряды для меня очень привлекательны. Много внутренних скрытых мотивов толкали меня на такое путешествие, это была "моя дорога" и мне помогала вся Вселенная. Наконец-то я в этих местах!

Деревенские китайцы действительно отличались от прежде увиденных нами городских. Все были одеты в национальные одежды. Женщины заплетали две длинные косы и связывали их снизу. Лица их походили на лица коренных тибетцев или монголов, судя по фильмам и картинкам (я видела "вживую" тибетцев впервые). Нас встретили в деревне с удивлением, но спокойно.

Ночевали мы в доме одного из подвозившего нас шофера. Нас встретила его жена и дочь. Мы плохо понимали друг друга и старались показывать на лицах скромность и добродушие. Еда была странная и скудная. Подсоленный кипяток и невероятно пресная лепешка.
Я наблюдала, с каким аппетитом 25 летняя девушка  выхлюпала этот напиток, но сама не смогла сделать больше одного глотка. Хлеб тоже показался малосъедобным, как будто мел ешь. Я дала понять, что мой желудок привык к иной еде, и заварила себе овес. Из вежливости, предложила попробовать слюнявую овсяную кашу. Но получила улыбчивый отказ.

Следующим утром мы пошли в горный монастырь. По дороге обошли часть деревни, пейзажи тут умиротворяющие...

Этнос чувствуется повсюду. Одежда, сами жилища, поведение людей.

Растение слева никого тут не привлекает и растет как сорняк. Вот и мы просто проходим мимо.

Встретили монахов, несущие какие-то украшения, музыкальные инструменты, курильни. К чему все это, интересно?

Монастырь находился у подножья горы, от него тропинка петляла вверх к вершине. Где виднелись множественные мантровые разноцветные лоскутки.
От ворот монастыря и до входа монахи рисовали какие-то узоры. Я спросила у старого настоятеля храма, что это они рисуют? Он указал пальцем на небо. Мол, небо рисуют.

Долго мы задерживаться не стали и пошли вверх по тропе, усеянной тибетскими разноцветными письменами. Эти разноцветные куски ткани с тибетскими мантрами каждым дуновением ветра доносят молитву Богу.

Горы вокруг, очень красивые! Стройные сосны усеяли все склоны и сделали пейзаж живопистным и мягким. На их фоне, позалоченные крыши с драконами, кажутся еще более яркими.

Дошли до самой верхней точки и увидели, как внизу толпа монахов идет с музыкой и песнями, сопровождая приезд какой-то белой машины. Грохот и завывание тибетских напевов были слышны и на вершине. Мне стало очень любопытно, что это зв пышная церемония приближается к храму!? Любоваться открывшимся видом долго не пришлось.

Одновременно с приездом кортежа спустилась и я. Колонна двигалась ко входу в храм, там где была я. И я увидела, что это так торжественно ведут святого старца. Старца вели под руки, помогая ему идти. Многие из жителей деревни, пришедших посмотреть, падали на колени и кланялись. Большая толпа монахов сопровождала и наблюдала за движением этого человека. Кто-то нес навес, кто-то держал подруки...

Я стояла и думала, как мне повезло наблюдать сие действие. Моим желанием было пройти тропой монахов, а тут целое представление, которое я да же не надеялась застать. Старец остановился возле меня, вся колонна замерла. Вроде, ничего особого не делал, но я буд-то стала камнем, который никому не мешает. Никто не пытался меня отогнать. Полная свобода действий.

Очень аккуратно, я сделала несколько кадров.

Потом старец зашел в храм. Вокруг меня моментально образовалась куча коленопреклоненных людей. Из храма выгоняли всех, дабы не мешать старцу. Меня никто не трогал. Одна старушка показала, как правильно, двойным перекрещиванием, держать пальцы. Я видела такое впервые.

Дамару -  гонг -  пришёл в тибетский тантризм из шиваизма. Он символизирует первоначальный звук вселенной. Вот на фото ниже я издаю этот звук.

Честно говоря, любопытствовали мы там без спроса, пока юноша-монах болтал по телефону. Исключительно ради познавательных целей и духовного развития :)

Алу понравилось это местечко. Окружающие вершины манили своей красотой неравнодушного человека остаться здесь навсегда. Мы какое-то время созерцали их, сидя у горной реки, поедая фрукты и думая, оставаться или продолжать наш путь дальше.

Посмотреть еще фото и добавится в друзья можно на моей страничке Вконтакте vk.com/id49394100

Кривыми дорогами провинции Гансу.

Трасса 312. Ланчжоу兰州市 - Тианшуи天水市 красивая дорога-серпантин. В районе Уду машин мало и стопится плохо. Здесь видны рисовые террасы и красивые горные хребты. Так что, советую! Пейзажистам там понравится.

Едем в сторону Чэнду. Постоянно угощают водой и совсем не нужными нам сигаретами.
Пробираясь побочными дорогами, мы собираем плетущиеся за нами толпы людей. Особенно радуются дети. Кто-то фотографирует нас как ускользающую достопримечательность. Кто-то просто бежит за нами.

Из-за недопониманий с водителями машины случайно знакомимся с учительницей английского языка в местной школе. И остаемся там на ночь. От моего пения народных китайских песен и рассказов китайских стихов, дети и учительский состав школы просто в восторге)))
На фото, практикуем английский с детишками.

Было интересно понаблюдать за жизнью школы.
Каждое утро начинается с уборки, зарядки и гимна.

Отвлечение на тему особенностей автостопа в Китае.

Если кратко, стопить легко - уехать сложно. Китайцы -  отзывчивый народ и готовы помогать даже тогда, когда не в состоянии. Останавливаются машины переполненные, куда и один человек не поместится, не то, что два и с огромными рюкзаками. Все готовы дать совет, транспортировать автостопщика в аэропорт или ж/д станцию, отель. В любое совершенно не нужное место. Когда, после 15-ти минут объяснений, садишься в машину, расслабляться не рекомендуется. Высадить вас на автобане не придет в голову ни одному китайцу. Для остановки машины на развилке автобана необходимо издавать громкие звуки и махать руками. Иначе вас увезут на автовокзал, откуда выбираться сложно.  В провинциальных местах вообще не понимают, что такое автостоп. И с большим удивлением смотрят на людей посередине автобана.

Если вы застряли в городе и стопите машину там, то надо очень тщательно договариваться об именно бесплатной поездке, так как возможны недопонимания. При возможности, выходите на трассу.

Вообще, советую объединяться в группы, и путешествовать по Китаю арендуя автобус. Это не дорого и удобно.

Но вернемся к нашей истории. Едем мимо Национального парка Цзючжайгоу九寨沟; в переводе. «Долина девяти деревень» (провинция Сычуань). Очень распиареное место оказалось. Отмеченное ЮНЕСКО. Теперь мы знаем, все, что под ЮНЕСКО, в Китае -  дорогое (300 юаней, это 1500руб за экскурсию) и "народопереполненное". Место -  красивое, но уже настолько туристическое, что давней самобытности обнаружить тут оказалось невозможно.

Долина окружена городами в Тибетским стиле. Здесь местные люди живут туризмом. Много ресторанов и магазинов. Периодически пристают с предложениями ночевки в отелях.

Первый раз за всю поездку автостопом по Китаю нас развернули и не дали пройти к автобану именно здесь. До этого блюстители порядка не обращали на нас никакого внимания. Мент сопровождал нас аж до поезда. Покупал с нами билет, ехал в автобусе, кстати, за автобус денег с нас не взяли.

Все к лучшему... Как только мы приехали на ж/д вокзал, хлынул ливень. Да и мы планировали прокатиться на китайском поезде. Ехали 1 час до Ченду. Стоил билет 15 юаней (75 руб). Чистый и удобный.

Итак, Ченду 成都 (провинция Сычуань). Расположен он в долине р. Миньцзян, приток Янцзы. Грубо говоря - середина Китая. Город с влажным субтропическим климатом, окруженный горами.

Как только вышли из поезда, я почувствовала  приятный цветочно-цитрусовый аромат. Город пах цветами! Как выяснилось позже, так пахнут деревья с мелкими ярко-оранжевыми соцветиями.

Город невероятно прекрасный, один из немногих, куда я хочу вернуться. И остаться тут тренеровать свой китайский язык, годика два)
К описанию этого города, я еще конечно вернусь...

Что нужно сделать для ориентации в новом китайском городе?

Надо найти любой отель и попросить доступ к Интернету. Скачиваем карту города (нам нужны и китайские названия и транскипция на латинице). У кого есть навигаторы, грузим карту туда. У кого ноут - туда. Если нет ничего - улыбаемся и просим карту у администраторов отеля.

Заходим на сайт hostelworld.com или ему подобные. Выбираем себе хостел или отель. Там есть фильтр по ценам, расположению, услугам, рейтингу.

Спрашиваем у любого китайца, где ближайший Чайна банк? Идем туда и снимаем/меняем деньги.

ПРО ДЕНЬГИ!
Если у вас карточка СВЯЗНОГО банка, вы без комиссии и проблем обналичиваете в Чайна банке деньги.
Если карточка иного банка, перед поездкой поинтересуйтесь, какой процент берет ваш банк за обналичивание в чужом банке?
Карточка Связного банка полезна только по одному пункту - они не берут процент со съема с любого терминала, любого банка. Еще один пунктик Связного - снимать меньше 1000 руб. не следует, будут очень невыгодные проценты. Т.е. снимайте по 300 юаней, и все будет хорошо.
Доллары и евро можно менять в любом банке.

Все. Вы сориентированы по городу и имеете деньги. Можно отправляться в хостел и избавляться от рюкзаков.
Эта схема работает в любом городе Китая, кроме горных районов, где нет Интернета!

Продолжение следует...

Предыдущие части:
Первая часть

Вторая часть

Третья часть

Друзья, мне очень приятно, что вы следите и искренне интересуетесь моими похождениями. Я получаю много сообщений по скайпу, в социальных сетях. Большая просьба, пишите комменты, вопросы, пожелания, предложения, свои мысли тут. Я с удовольствием поддержу беседу.

Спонсор экспедиции coolbit-rus.ru японские спортивные аксессуары для путешествий.