Неожиданно на почту пришло приглашение на день рождения. В письме говорилось «Дорогие друзья! Не думайте, что мой день рождения не состоится. Он будет праздноваться в Эфиопии, и я всех вас приглашаю…» Далее были расписаны самые завлекающие возможности путешествия в эту страну:
самая древняя культура Африки
самые красивые девушки в Африке
самая вкусная еда в Африке
самая мелодичная музыка в Африке
самый большой рынок в Африке
самое большое количество птиц в Африке (более 850 видов)
психоделический экспириенс
никаких диджейских вечеринок
и много-много радости.
По моему телу даже прошла дрожь… Ото дня ко дню информации об особенностях путешествия становилось все больше и больше, а вероятность отъезда повышалась. В итоге, преодолев массу предновогодних препятствий, я быстро собралась в Эфиопию.
Единственная из приглашенных, отважившаяся на поездку, и, на удивление, единственная, кто пришел за целый рабочий день получать визу в посольство Эфиопии в Москве! Это была безумная идея.
Как только я решила, что преодолею все и поеду, в городе мне стали встречаться талантливые африканцы и африканская культура в разных ее проявлениях: барабанщики, певцы, африканские мотивы в керамике… Просто раньше я не обращала на них такого внимания и обходила стороной. Теперь же все это стало важной информацией для отъезжающего в неизвестность путешественника.
Так получилось, что полет в Африку совпал с Новым годом. Празднование происходило в самолете вместе с эфиопами, летевшими со своими семьями домой, с шампанским, которое лично открыл капитан самолета, и громкими выкриками эфиопов, что русские самый веселый народ на земле, с причислением себя к их числу. «Мы – русские!» - кричали они.

Московский выхлоп
Первое утро в Эфиопии прошло в холле отеля в ожидании номера в полной тишине и разговорах шепотом. «Олль из фулль» (all is full, все занято), - сообщили нам и разрешили посидеть внутри до утра, пока не освободится номер. Один час обещанного времени растянулся до четырех часов. На рассвете мы услышали, как в микрофон поет священник, и сначала показалось, что это исламский мулла. Утро было наполнено невероятными звуками неизвестного происхождения.
Мое знакомство с Эфиопией началось с того, как я упала… в обморок, не успев посмотреть на окружающую действительность и десяти минут. Сказались двухдневный перелет Москва – Каир - Аддис-Абеба, легкая простуда, резкая смена климата с холода на жару и сильный перепад высот – столица Эфиопии Аддис-Абеба (в переводе с амхарского языка - «новый цветок») находится на высоте 2000 метров. На следующий день меня знали все в окрестностях гостиницы. Обморок стал своеобразным очищением от московского состояния. Ведь когда ты оказываешься в путешествии, и особенно в Африке, ты должен сбросить с себя все стереотипы, только тогда ты сможешь познать ее.
Аддис-Абеба, молодая столица, один из крупнейших городов Африки, основан императором Менеликом в конце XIX века и служит пристанищем более чем четырем миллионам человек, среди которых четверть составляют нищие и бомжи.
Здесь сразу чувствуется влияние СССР. Эфиопия была одной из многих стран, где СССР проводил социалистический эксперимент на чужой территории. В Эфиопии работали сотни советских военных советников, врачей, учителей, нефтяников, строителей, золотоискателей и агрономов. Город наполнен советскими автомобилями, и прослеживается участие советских архитекторов в строительных проектах. Также известно, что многие эфиопы начиная с советских времен и по сей день имеют возможность получить образование в России.
В первый же день мы услышали эмоциональный рассказ о том, что «русские давали Эфиопии книги, много книг… Фридриха Энгельса и Карла Маркса в отличие от американцев, которые давали много денег». Рассказчик также утверждал, что раньше везде висели плакаты Сталина и Ленина, пока не приехал музыкант Боб Марли и не велел их снять!

Человек с обожженным лицом
Когда ты приезжаешь в Эфиопию, машина времени переносит тебя на много веков назад. Но на самом деле ты оказываешься всего на семь лет в прошлом. В Эфиопии сейчас 2003 год. Страна живет своей жизнью, со своим календарем, языком, цифрами и временем. В Эфиопии единственная в Африке самостоятельная письменность, изучить которую не так-то просто – это слоговое письмо предполагает знание 231 комбинации знаков, немного напоминающих армянские.
Эфиопия – страна, где 13 месяцев в году светит солнце и в среднем 346 дней в году небо абсолютно ясное, а жара благодаря большой высоте не столь сильна, как в окружающих странах.
День состоит из 12 часов (начинается в 1 час дня - 7 утра по нашему времени) и заканчивается с сумерками на закате в 12 часов (6 часов вечера по нашему времени). Получается, что время считается от рассвета до заката.
Абиссиния лишь в середине XX века получила название Эфиопия. «Эфиоп» - слово греческого происхождения, в переводе означает «человек с обожженным лицом». Именно так в античном мире называли жителей, населяющих Африку. В истории христианства и мировой истории вообще Аксумское царство (позже Эфиопское государство) было единственной во всей Африке независимой христианской страной и одним из древнейших государств в мире (первому письменному упоминанию об Эфиопии пять тысяч лет). Раннее христианство распространилось на территорию Эфиопии из Римской империи в форме монофизитства и к середине V в. стало преобладающим вероисповеданием. Христианство Эфиопия приняла почти на семьсот лет раньше Руси. Монофизитство утверждает, что Христос после воплощения пребывает только в одной Божественной природе, и в этом схоже с коптской, армянской и сирийской церквями.
Православную церковь Эфиопии веками возглавляли копты (египтяне). Епископов назначали из числа египетских монахов, посылая их в Эфиопию. В 1956 году Эфиопская церковь отделилась от Египетской, учредила собственный патриархат и стала самостоятельной.
Кроме христианства жители Эфиопии исповедуют также ислам, растафарианство, иудаизм и различные формы политеизма. Но большая часть населения - около 31 миллиона из 51 - все еще являются приверженцами древней православной церкви. На сегодняшний день это самая крупная из ориентальных церквей.

Путешествие в путешествии
Автобус из Аддис-Абебы в Лалибелу ехал два дня – так долго я еще никогда не ездила на этом виде транспорта! За время в пути ты успеваешь вспомнить и переосмыслить всю свою жизнь, ее цели и поступки.
За окном настоящее кино – горы, орлы, парящие над ущельями, скальные участки дороги, серпантин, кактусы величиной с деревья, узкие потоки воды в широких устьях рек, танки советского производства, буйволы, запряженные в плуг, деревни-мазанки. Большая часть территории Эфиопии возвышенная и гористая, занятая Эфиопским нагорьем. Каждая новая картинка, открывающаяся с каждым мгновением и за каждым поворотом, абсолютно неповторима и удивительно прекрасна. Из зелени мы медленно перемещались в пустыню. За два дня смотреть в окно не надоело ни на одно мгновение. Мой друг в начале пути даже расплакался от впечатлений.
Сначала неудобно, и все время в голове прослеживается одна мысль о том, когда же мы наконец приедем – потом становится все равно.
Движение ночью на дорогах практически отсутствует – грузовики и автобусы встают на ночлег с темнотой и возобновляют свой путь только перед рассветом.
Внутри автобуса, украшенного плакатами Иисуса Христа и Девы Марии, невероятное количество мусора, а из вываливающихся и с трудом закрывающихся окон валят клубы коричнево-фиолетовой пыли, которая забивается в рот и уши и въедается в глаза. Приходится полностью обматывать голову платком и смотреть на пейзажи сквозь ткань.
В автобусе ты понимаешь, что все, кто едет в нем, будто огромная семья, своеобразное братство - общаются, поют вместе песни, хлопают в ладоши, делятся едой, подают нищим милостыню и, когда на остановке заходит священник, встают, читают молитву и по очереди целуют крест. Потом автобус атакует толпа попрошаек и торговцев. Ассортимент у всех один и тот же: красочные платки, сахарный тростник, апельсины и бананы, салфетки, которые они называют софт (с англ. soft «мягкий»), и абсолютно невкусные печенья «хип-хоп», а также чат - стимулирующая трава, которую жует вся Эфиопия. Как и в Индии, бутылки от кока-колы надо возвращать туда, где купил, или платить отдельно за бутылку.
Когда на второй день пути сломался автобус и на замену пришел другой, но меньшего размера, от нас попытались отделаться и вернули часть денег. Не позволив снимать вещи с крыши автобуса, мы нагло, но по праву втиснулись внутрь. Автобус был явно переполнен! Оставшуюся часть пути многие стояли, сидели в проходе на своих вещах и даже на канистрах от бензина.
Во время всех этих перипетий мы успели познакомиться с прекрасными эфиопскими девушками из местной деревеньки, одну из которых звали Веселина.
Девушки и правда веселились, глядя на нас. Изучая мельчайшие подробности в одежде и украшениях, они накормили нас инжерой (местная национальная еда) и заплели мне косички, одна из них подарила свою фотографию на паспорт, взяли адрес и просились в Москву домохозяйками.
Перед отъездом в Африку друзья меня заинтриговали, сказав, что эфиопы и эфиопки считаются самыми красивыми людьми мира. И когда я оказалась в Эфиопии, я в этом сама убедилась – такого количества красивых женщин я еще в своей жизни не видела! Тонкие черты лица, смуглая, но не очень черная кожа…
Первое и почти единственное иностранное слово, которое знают все эфиопские дети, - это «you». В любой деревне вас окружат десятки детей, которые будут кричать вам и сопровождать вас в любом направлении.
Все хотят с тебя денег просто так, потому что ты белый: «Дай бырр, привет, дай денег».
Эта фраза произносится так же непроизвольно, как и простые «привет» и «пока». За один бырр (1 доллар = 8 бырр) почти любой человек в Эфиопии готов сфотографироваться, если же есть цифровой фотоаппарат и ты показываешь, что получилось, – это 100 процентов твоя модель на ближайшие 10 минут.
Люди очень дружелюбны в Эфиопии. Все хотят познакомиться и пообщаться, даже если очень плохо говорят по-английски. Все хотят знать, как тебя зовут, ведь имя человека очень важно в Эфиопии, и все спрашивают, что означает твое имя.
Многие признаются в любви и постоянно говорят массу комплиментов. За два дня в пути на автобусе мы нашли много хороших друзей, которые с рвением учили нас амхарскому языку. «Экзеабиримеске» – «Спасибо Господу» самое сложное, что мне пришлось выучить.

Храмы, построенные ангелами
Одной из главных достопримечательностей страны является город Лалибела. Этот город в течение долгих столетий был религиозным центром и местом паломничества. Это святая земля, затерянная в горах на высоте приблизительно 2700 метров над уровнем моря, Лалибела - место особой энергии, которую создают люди, истинно верящие в Иисуса Христа, черные бедные люди с высокоразвитой духовной культурой.
Пилигримы со всей страны стекаются на празднование Рождества Христова, которое в Эфиопии равносильно Новому году. Многие из них спят прямо на улице рядом с храмами и едят, что поднесут. Есть и такие, кто приходит в эти святые места умирать.
Со дня своего основания эта тихая, огороженная от всего мира горами деревня называлась Роха. Однажды, собирая дань, в нее заехал набожный царь по имени Лалибела, правивший Эфиопией с 1190-го по 1228 год. По легенде, здесь ему приснился сон, в котором ему явились уникальные храмы, высеченные из монолитных скал. Царь решил прославить себя в истории и приказал соорудить здесь 11 величественных храмов. Благодаря эфиопским храмам имя Лалибелы теперь связано с одним из чудес света, а благодарные монахи-летописцы окрестили в XIII веке эту деревню Лалибелой.
Средневековые эфиопские зодчие сначала сняли слой красной глины, обнажив лежавшие под ней вулканические турфы. Затем, окапывая скалы траншеями, они вытачивали контуры будущих святилищ, уходя все глубже и глубже под землю, как бы вырезая в каменных глыбах внутренние арки, колонны, своды и залы. Предание гласит, что эти храмы были построены в VIII-XIII веках, причем днем их строили люди, а ночью - ангелы. Большая часть храмов Лалибелы прячется под землей, к их входам ведут узкие траншеи-щели, зачастую уходящие вглубь на 10-12 метров. Храмы объявлены всемирным наследием и охраняются ЮНЕСКО.
Лалибела стала своеобразным Новым Иерусалимом, религиозным центром Эфиопии, где есть свой Иордан, могила Адама, Гроб Господень, храмы, посвященные Божией Матери, Георгию Победоносцу и другим почитаемым в народе христианским святым.
Обряды эфиопского православия в огромной степени основаны на Ветхом Завете. Существуют очень жесткие правила относительно поста, воздержания от пищи, молитвенных обрядов, соблюдения святых дней, когда нельзя обрабатывать землю или готовить пищу. Таким образом, важной чертой народного православия в Эфиопии является соединение библейского рассказа о творении с обычными для Африки верованиями в духов. В Эфиопии с ее географическими контрастами, с трудными и непредсказуемыми экологическими условиями, в условиях неразвитого здравоохранения в духах видят прежде всего причину бед и болезней.
Православные эфиопские христиане разделяют веру многих африканских народов в то, что мир в равной степени населен духами и людьми. Эфиопы делят свое физическое окружение на пространство человеческое и нечеловеческое, причем и духов они разделяют на категории «человеческая» и «нечеловеческая».
Мое восхищение православием в Эфиопии и неприятие православия в России конфликтовали в моей голове. В Эфиопии мне стали интересны ортодоксальные обряды. Здесь это религия счастья, а не прессинга личности. Здесь она как будто на месте, и создается ощущение, что Иисус Христос реально мог родиться в этих местах.
Эфиопские православные пишут странные иконы, танцуют в церквях, не ставят свечи перед изображениями святых, по-другому крестятся, обрезают детей и не едят свинину, а богослужение в храмах проходит под звуки барабанов. И тем не менее эфиопы - православные христиане, пусть их православие и несколько отличается от того, к которому мы привыкли.

Ла-ла-ла-ла
Еще до рассвета, когда в городе темно и на небе звезды, пилигримы начинают свое восхождение на гору Ашатан, чтобы достичь удивительных храмов в скалах. Стар и млад, все в белых одеждах, с крестами в руках и с криками «лалалала» на разные голоса они неустанно тянутся вереницей от подножия и до вершины горы. Многие из них босые, другие же идут в резиновых тапочках, вырезанных из автопокрышек.
В своей бедности они сказочно красивы, и мы даже замечали, что чем человек беднее, тем стильнее он выглядит. У многих одежда являет собой чисто символические лохмотья, когда-то бывшие джинсами и майками. Почти все закутаны в похожие друг на друга одеяла шамма очень часто неопределяемого из-за грязи цвета.
Священники напоминают волшебников африканской сказки. В красивых разноцветных мантиях и шапочках, с крестами и мухоотгонялками в руках они выделяются из толпы таких же красивых верующих расшитыми блестящими нитками зонтиками, которые держат в руках.
Многие европейцы-туристы поднимаются в гору на мулах с погонщиками и проводниками, оставляя за собой клубы пыли. Те европейцы, которые идут пешком, заслуживают особое уважение пилигримов. Кто-то останавливается тебя подождать и подбодрить, на сложных участках подают руку и подстраховывают.
За два часа подъема происходит сильное очищение личности от всей ненужной информации и энергии, копившейся в организме. И, когда ты оказываешься у храма, сознание и тело абсолютно чисты для молитв и религии.
Солнце взошло. Эвкалиптовые деревья, которые растут в округе в огромном количестве, насыщают атмосферу таинственным и манящим запахом. Дует прохладный ветерок, а солнце обжигает кожу.

Конец поста
После Рождества весь день на улицах убивают животных (ягненка, куриц и коров), а на дороге валяются отрубленные ноги и сушатся шкуры. Кто-то тащит на себе убитых животных, а еще живая овца бешено блеет рядом с уже зарезанной. Все едят сырое мясо! Становится немного жутковато. Наступил конец поста, и началось общее пиршество и веселье в городе. Во всех домах готовится мясная инжера. Injera – национальная еда, являющаяся основой или составляющей любого блюда. Это похоже на огромный тонкий блин около полуметра в диаметре из пшеничной или просяной муки, на котором кучками выложена разнообразная еда (как правило, овощи или мясо). Инжеру едят руками, часто большой компанией на одном блюде.
Эфиопы любят проводить кофейные церемонии. Они сами жарят и толкут кофе, потом по традиции обдувают каждого присутствующего дымом жареного кофе. Считается, что все должны выпить минимум по три чашки этого напитка. Само слово «кофе», понятное всем на земле, происходит от названия эфиопской провинции Каффа. Легендой о происхождении кофе считается история о том, как козы наелись каких-то ягод с больших кустов и начали безудержно резвиться. Наблюдательные монахи сварили из зерен этих ягод напиток – так появился кофе.

Деньги на лбу
По приезде в Лалибелу мы познакомились с местным 10-летним мальчиком по имени Фыкр, который очень хорошо говорил по-английски. Он понравился нам, и мы решили взять его в свои проводники. Одновременно он стал нашим переводчиком и помогал общаться с людьми. Он искренне пригласил нас в свою семью, где впоследствии мы стали обедать и ужинать каждый день. Он оказался крайне смышленым, хотя и немного наглым. Мы давали ему деньги за его помощь и платили его семье за еду. Но он не переставал намекать на осуществление своих желаний - в этом году он мечтал купить себе кроссовки, а в следующем – рюкзак! И все время советовался, как же ему это сделать и кого бы из иностранцев об этом попросить.
Так получилось, что день рождения, на который я ехала в Эфиопию, совпадал с Рождеством Христовым. Это был единственный ориентир во временном пространстве, так как я уже не понимала, какое было число и сколько времени.
Попытавшись найти цветы на день рождения, я столкнулась с большой проблемой - цветы в Лалибеле почти не растут – только в горах, и то всего 2-3 разновидности. В магазине я обнаружила искусственные букеты с надписью «congratulations» («поздравления») и заметила, что повсюду в городе тоже культивируются искусственные цветы. С цветами был полный провал, пришлось искать другие варианты, и я купила мухоотгонялку.
Семья Фыкра решила устроить праздник по поводу дня рождения. Были закуплены особые деликатесы: апельсины, джем, шоколадки и поп-корн. Когда вечером мы зашли в дом, все ахнули – на стене красовался плакат с надписью «Happy birthday to Alex», украшенный надувными шариками и еловыми ветками. Все семейство нарядилось в свои самые лучшие национальные одежды. Именинника посадили в угол под плакатом за низенький столик, на котором зажгли 25 свечей. Стол был уставлен разными яствами. Всем разлили медовое местное вино тэдж и раздали инжеру. Улыбки не сходили с лиц людей.
После трапезы и кофейной церемонии мы решили сделать семье подарок и устроили огненное представление. Все обступили нас и завороженно смотрели. Многие прохожие не удержались и тоже пришли посмотреть. Откуда-то появились музыканты и стали исполнять национальную музыку. Люди плевали на бумажные деньги и со всей силы прилепляли их на лоб музыкантам, чтобы музыка не переставала играть. Все хлопали в ладоши и кричали «Цирк! Цирк!!! К нам приехал цирк!» Собралась огромная толпа, и началось безудержное веселье. Меня спрашивали, как мое имя, и говорили, что никогда его не забудут. Впоследствии весть о представлении на Рождество разнеслась на всю деревню.

Привет, мистер
Эфиопия крайне разнообразна – ее населяет множество племен и народов разных верований и обычаев. Эти люди даже не представляют о существовании большей части вещей, которые нас окружают в повседневности! Туризм еще слабо развит, а белый человек вызывает по-прежнему крайнюю степень удивления и интереса. Я, как инопланетянин на их земле, но они счастливы меня видеть.
Африка приняла меня сразу же и завлекла простотой мышления, а грязь и беднота вокруг в очередной раз очистили сознание от массы ненужной информации и ритма российской столицы. Я опять смотрю вокруг и все по-прежнему мне незнакомо. И не покидает желание остаться еще ненадолго и узнать этот мир получше.
…Недавно пришло письмо из Лалибелы. 10-летний мальчик, наш проводник, написал на очень смешном английском. Оно начиналось: «Привет мистер», - дальше слово «семья» повторялось на каждой строчке, и подписался он «Ваш эфиопский сын»!